Господдержка сельского хозяйства

В современной истории развитие АПК можно разделить на постсоветский и современный.

Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%). Поголовье крупного рогатого скота на агропредприятиях упало почти в 3 раза, свиней - в 4 раза, в те же 3-4 раза сократилось производство молока и мяса.

В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Был создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле.

В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.

Первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти в 2000 году Владимира Путина.

Еще, будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из его первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

В 2001 году была создан Росагролизинг.

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот.

Формы государственной поддержки агропромышленного комплекса

В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Полномочия по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам Российской Федерации.

При финансовой поддержке из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.

· Алгоритм получения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейclip_image001

Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка АПК в России не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения. Плата за пользование земельными ресурсами небольшая. (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). Также существует поддержка в виде единого сельскохозяйственного налога на доходы предприятий АПК.

С начала 2000-х были утверждены специализированные Госпрограммы АПК:

  • в 2003 году была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», включающая две задачи - развитие собственно социальной сферы и улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
  • новым этапом в государственной политике стал национальный проект «Развитие АПК», принятый осенью 2005 года. Нацпроект включает 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодежи на селе;
  • в 2007г.- Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012гг.», которая определила цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий;

Общий объем финансирования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008 – 2012 г.г. составляет 551,3 млрд. руб.

При этом ожидаемыми результатами Программы являются следующие достижения:

  • улучшение жилищных условий в сельской местности;
  • повышение обеспечения сельского населения питьевой водой до 66 % и природным газом до 60 %;
  • рост производства продукции сельского хозяйства на 24,1 % в сравнении с 2006 г.;
  • привлечение инвестиций в капитал сельского хозяйства в размере 946,8 млрд. руб.;
  • обеспечение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70 %.

Государственная Программа развития сельского хозяйства подконтрольна Минсельхозу РФ, которое ежегодно готовит и публикует национальные доклады о ходе Программы. Также успешно функционирует специально созданная Экспертная комиссия, оценивающая результаты и достижения Программы, вырабатывает определенные рекомендации по коррекции.

В рамках данной программы половина средств направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам.

Начиная с 2008 года, данная программа успешно выполняется:

  • разработан новый проект программы Государственной поддержки сельского хозяйства на 2013-2020г.г.

К ее приоритетным направлениям можно отнести следующие:

  • поддержка развития перерабатывающих отраслей АПК;
  • развитие мелиоративного комплекса;
  • поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
  • стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК;

Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно является положительным фактором, хотя очевидно, что всех проблем одними субсидиями за столь короткий (для сельского хозяйства) период не решить. Провал, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х, настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года.

То, что Правительство неусыпно следит за развитием ситуации в сельском хозяйстве страны видно не только из принимаемых решений, но из каждодневных событий в жизни сектора АПК.

Выдержка из поздравительной речи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на концерте, посвященном Дню работника сельского хозяйства 11/10/2010:

«За последние годы АПК набрал очень серьезный ресурс. И в любой ситуации способен обеспечить продовольственную независимость России.

Наша задача - сделать всё, чтобы не были перечеркнуты долгосрочные планы людей, которые трудятся на земле, чтобы эффективно работали масштабные ресурсы, вложенные в будущее нашего агропромышленного комплекса.

Главное - мы уже сегодня видим результат наших усилий. Например, за время реализации нацпроекта и Госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса производство скота и птицы увеличилось более чем на треть.

Хочу подчеркнуть - поддержка сельского хозяйства была и будет нашим несомненным приоритетом вне зависимости от какой-либо мировой конъюнктуры.

Будем и далее развивать социальную инфраструктуру села, строить современные и комфортные дома. Только за три предстоящих года - планируется ввести в строй около 2,5 млн. кв. метров жилья на сельских территориях».

Таким образом, сказать о том, что сектор АПК не обделен вниманием государства, значит просто не сказать ничего.

Государство не только оказывает финансовую текущую помощь предприятиям АПК, но и стратегически планирует поддержку сельского хозяйства на перспективные годы, непременно ассоциируя развития сельскохозяйственной отрасли страны с развитием и становлением самой России.