Государственная программа на 2013-2020 годы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

ПАСПОРТ

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Соисполнители Государственной программы

Россельхознадзор,

Российская академия сельскохозяйственных наук

Цели
Государственной программы

1. обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

2. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

3. обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

4. воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

5. устойчивое развитие сельских территорий

Задачи
Государственной программы

1. создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;

2. повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

3. стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

4. осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

5. поддержка развития перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и инфраструктуры агропродовольственного рынка;

6. стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса, осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;

7. повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

8. поддержка малых форм хозяйствования;

9. повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

10. стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

11. обеспечение функций управления в сфере агропромышленного комплекса;

12. научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

13. совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК

Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах)

3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах)

4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах)

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства

6. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий

7. Рентабельность сельскохозяйственных организаций

8. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве

Сроки и этапы реализации Государственной программы

Срок реализации программы: 2013-2020 гг.
В ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» предусматривает два этапа: 2014-2017 гг. и 2018-2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет
2 113 072 937,62 тыс. руб. (в текущих ценах), в т.ч. Минсельхоз России - 2 047 004 937,62 тыс. руб., Россельхозакадемия - 66 068 000,00 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета на реализацию Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации

продукции растениеводства» составляет
561 197 025,10 тыс. руб., Подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - 672 897 893,09 тыс. руб., Подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» - 109 241 301,34 тыс. руб., Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» -
121 567 195,08 тыс. руб., Подпрограммы «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» - 1 837 210,83 тыс. руб., Подпрограммы «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» - 79 768 652,64 тыс. руб., Подпрограммы «Обеспечение функций управления реализацией Государственной программы» - 203 233 818,10 тыс. руб.,
ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» - 7 720 000,00 тыс. руб., ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - 294 540 000,00 тыс. руб., ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» - 61 069 841,44 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам составит:

2013 г 189 229 107.51 тыс.руб

2014 г 221 257 793.30 тыс.руб

2015 г 240 069 518.21 тыс.руб

2016 г 254 148 824.58 тыс.руб

2017 г 271 121 839.50 тыс.руб

2018 г 290 294 199.07 тыс.руб

2019 г 311 778 479.25 тыс.руб

2020 г 335 173 176.20 тыс.руб

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет
2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников – 2 279 092 257,54 тыс. руб.

В 2013 г. дополнительно предполагается реализация основного мероприятия «Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета 2 440,00 млн руб.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах к 2020 г. до: зерно – 99,8%, сахар – 91,2%, растительное масло – 82,8%, картофель – 99,7%, мясо и мясопродукты – 88,9%, молоко и молокопродукты –85,3%;

 

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. – на 39%, пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;

 

обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%;

 

техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель – 10,3 млн. га;

 

рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70%;

 

повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20%;

 

доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95%

В 2013 г. дополнительно предполагается реализация основного мероприятия «Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета 2 440,00 млн руб.

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы, основные проблемы и прогноз развития АПК
на период до 2020 года

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

1.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы – превышен его дореформенный уровень.

Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

1.2 Прогноз развития АПК на период до 2020 года

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

2. Приоритетная государственная политика в сфере реализации
Государственной программы

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

К приоритетам первого уровня относятся:

в сфере производства – зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;

скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;

в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

в институциональной сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:

развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

обеспечение животноводства растительным кормовым белком;

экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны с учетом климатических условий минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.

3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и
решения задач Государственной программы

3.1 Цели и задачи реализации Государственной программы

Целями Государственной программы на период до 2020 г. являются:

обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) поддержка малых форм хозяйствования;

5) техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

6) рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

7) совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;

8) научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

9) совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.

10) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

3.2 Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач
Государственной программы

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:

общие – в целом для Государственной программы;

частные – по каждой из подпрограмм Государственной программы и включенных в нее федеральных целевых программ.

Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм и федеральных целевых программ.

К общим показателям (индикаторам) Государственной программы отнесены:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животноводства и продукции растениеводства, %;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, %;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, %;

уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (включая субсидии), %;

средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;

индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году, %.

Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Государственной программы приведены в приложении №1.

4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы
реализации Государственной программы

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99,8%, сахара – 91,2%, растительного масла – 82,8%, картофеля – 99,7%, мяса и мясопродуктов – 88,9%, молока и молокопродуктов – 85,3%;

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;

среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8,8%;

уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%;

достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;

рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1,7 раза.

5. Сроки и этапы реализации Государственной программы

Сроки реализации Государственной программы – 2013-2020 гг.

Одновременно завершится реализация Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» включает два этапа – 2014-2017 гг. и 2018-2020 гг. Это соответствует положениям Концепции устойчивого социального развития сельских территорий Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

6. Характеристика основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу

Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.

Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает основные мероприятия:

повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;

сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;

развитие селекции и семеноводства;

стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;

развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;

развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;

поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;

кредитование подотрасли растениеводства;

сельскохозяйственное страхование;

развитие переработки продукции растениеводства;

регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофеля.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет
561 197 025,10 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 97 063 854,32 тыс. руб.

В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:

племенное животноводство;

развитие мясного и молочного животноводства;

развитию козоводства и овцеводства;

развитие северного оленеводства и табунного коневодства;

мероприятия в области ветеринарии;

развитие переработки животноводческой продукции;

поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

развитие инфраструктуры и логистическое обеспечение мясного и молочного рынков, регулирование мясного и молочного рынков;

кредитование подотрасли животноводства;

сельскохозяйственное страхование;

регулирование мясного и молочного рынков.

Индикаторами реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла животного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета составит за весь период ее реализации
672 897 893,09 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 99 760 996,40 тыс. руб.

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:

поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;

развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

субсидирование процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам малым формам хозяйствования;

государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;

оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие: количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за весь период ее реализации за счет средств федерального бюджета составит
109 241 301,34 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 15 696 560,37 тыс. руб.

В подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вошли следующие основные мероприятия:

обновление парка сельскохозяйственной техники;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

модернизация машиноиспытательных станций;

развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

создание и развитие деятельности инновационных центров.

Индикаторами реализации подпрограммы являются: объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями; объемы испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования машинно-испытательными станциями; доля энергетических ресурсов, производимых сельскохозяйственными организациями с использованием возобновляемых источников энергии; количество региональных организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов.

Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит 121 567 195,08 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 18 084 800,52 тыс. руб.

Подпрограмма «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» предполагает осуществление следующих основных мероприятий:

создание корпоративной защищенной информационно-коммуникационной сети;

совершенствование системы сбора и обработки статистической информации;

создание системы автоматизированного ведения паспортов сельскохозяйственных товаропроизводителей и учета результатов сельскохозяйственной переписи;

создание системы комплексного оперативного мониторинга;

создание системы анализа угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

развитие системы оказания государственных услуг;

обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Индикаторами реализации подпрограммы предусмотрены: доля региональных и муниципальных органов управления АПК, использующих индивидуальные ресурсы СГИО (ГАСУ АПК); уровень паспортизации сельскохозяйственных товаропроизводителей; доля земель сельскохозяйственного назначения, охваченных системой государственного мониторинга; количество видов государственных и консультационных услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде.

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит
1837 210,83 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 164 169,87 тыс. руб.

Подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» включает основные мероприятия:

реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

Индикаторы реализации подпрограммы: число отечественных и зарубежных патентов на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки; объем средств, поступивших научным организациям от передачи технологий; объем средств, поступивших научным организациям по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации 15 580 652,64 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 2 310 070,28 тыс. руб., Россельхозакадемии – 64 188 000,00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 8 792 000,00 тыс. руб.

Подпрограмма «Обеспечение функции управления реализацией Государственной программы» включает следующие основные мероприятия:

совершенствование управления реализацией Государственной программы;

совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

совершенствование системы финансового оздоровления;

выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы.

В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: индексы объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и пищевых продуктов, включая напитки, и табака, в % к предыдущему году, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета на весь срок ее реализации составляет по расходам на содержание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций - 203 233 818,10 тыс. руб., в том числе в 2020г. - 29 844 924,30 тыс. руб.

В Государственную программу входят федеральные целевые программы по проблеме социального развития сельских территорий:

«Социальное развитие села до 2013 года», являющаяся продолжением аналогичной программы, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и пролонгированной на 2013 год;

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:

диверсификация сельской экономики;

улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

поддержка местных инициатив, направленных на улучшение условий жизнедеятельности сельского населения;

формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Индикаторы реализации мероприятий Федеральной целевой программы включают: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов; ввод в действие основных объектов социальной сферы сельских территорий; количество пилотных проектов по комплексной застройке и благоустройству сельских территорий; количество субъектов Российской Федерации, получающих федеральную поддержку на реализацию региональных проектов развития несельскохозяйственной деятельности; количество сельских поселений, получивших грантовую поддержку на реализацию местных инициатив.

Общий объем финансирования Федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета за 2014-2020 гг. составит 294 540 000,00 тыс. руб., в том числе в 2020 г. 54 440 000,00 тыс. руб.

Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» предусматривает осуществление следующих основных мероприятий по:

техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;

противопаводковым мероприятиям, мелиоративным мероприятиям на рыбоводных прудах, агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям;

поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем;

научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области мелиорации.

Индикаторами реализации Федеральной целевой программы являются: увеличение сельскохозяйственных угодий, на которых осуществлено строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение гидромелиоративных систем; площади, на которых предотвращено выбытие их из оборота за счет проведения культуртехнических и других работ; водосбережение за счет повышения КПД гидромелиоративных систем; площади обводнения территорий и защита от затопления и подтопления.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета за весь период реализации Федеральной целевой программы составит 61 069 841,44 тыс. руб., в том числе в 2020 г. – 9 015 800,15 тыс. руб.

Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий, включая сведения о сроке их реализации, ответственном исполнителе, ожидаемом непосредственном результате, взаимосвязи с показателями Государственной программы (подпрограммы) и о последствиях их невыполнения приведены в приложении №2.

7. Обобщенная характеристика мер государственного
регулирования

Меры государственного регулирования реализации Государственной программы включают следующие группы экономических инструментов.

7.1. Прямое субсидирование отдельных мероприятий за счет средств федерального бюджета, как правило, с софинансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации.

К таким мероприятиям относятся:

развитие селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного дела в животноводстве и птицеводстве, стимулирование развития скотоводства;

компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, энергоресурсы, на отдельные мероприятия, в том числе на страхование посевов сельскохозяйственных культур;

государственная поддержка (в виде субсидий) уплаты процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями АПК в коммерческих банках;

7.2. Прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, социальное развитие сельских территорий;

7.3. Таможенно-тарифное регулирование с учётом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Характеристика мер государственного регулирования в разрезе ведомственных целевых программ и основных мероприятий, включая обоснование необходимости и оценку результатов их применения приведены в приложении №3.

8. Прогноз сводных показателей реализации
Государственной программы

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 139% (к 2009 г. – 127,6%), в том числе продукции растениеводства – 163,1% (к 2009 г. – 125,7%), продукции животноводства – 125,0% (к 2009 г. – 129,3%);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. к 2009 г. – 1,6 раза;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020г. – 27%;

достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%;

индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 1,7 раза.

9. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации

Основные мероприятия, осуществляемые субъектами Российской Федерации в составе Государственной программы обеспечивают достижение её целей и задач, учитывают специфику природно-экономических условий функционирования региональных агропромышленных комплексов и реализуются на основе:

софинансирования основной части мероприятий с федеральным бюджетом в размерах, определенных в Государственной программе или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

реализации экономически значимых региональных программ, финансирование которых осуществляется при поддержке средств федерального бюджета, в соответствии с основными мероприятиями Государственной программы;

осуществления региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансируемых из средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации или внебюджетных источников.

10. Участие государственных корпораций, акционерных обществ
с государственным участием в реализации Государственной программы

В реализации Государственной программы принимают участие:

Росагролизинг;

Россельхозбанк;

Объединенная зерновая компания.

11. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав
Государственной программы реализуемых федеральных целевых
программ

Представленный перечень подпрограмм определен в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность не достаточна для их самостоятельного эффективного развития.

За счет средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.

Осуществление государственной поддержки для целей привлечения инвестиций в основные подотрасли сельского хозяйства является эффективным инструментом, способным обеспечить реализацию Доктрины продовольственной безопасности страны.

Структура и перечень подпрограмм, а также включённых в Государственную программу федеральных целевых программ, соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Государственной программы.

Состав подпрограмм и федеральных целевых программ рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике страны.

12. Объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации
Государственной программы

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб., в том числе по годам:

2013 г.

189 229 107,51

тыс. руб.

2014 г.

221 257 793,30

тыс. руб.

2015 г.

240 069 518,21

тыс. руб.

2016 г.

254 148 824,58

тыс. руб.

2017 г.

271 121 839,50

тыс. руб.

2018 г.

290 294 199,07

тыс. руб.

2019 г.

311 778 479,25

тыс. руб.

2020 г.

335 173 176,20

тыс. руб.

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет
2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников –
2 279 092 257,54 тыс. руб.

По отдельным подпрограммам и федеральным целевым программам объемы финансирования приведены в приложениях к Государственной программе № 3, 6, 7.

13. Риски реализации Государственной программы и меры
по управлению этими рисками

При реализации целей и задач Государственной программы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

К рискам относятся:

макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров.

Управление рисками реализации Государственной программы будут осуществляться на основе:

использования мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ);

проведения мониторинга угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

подготовки и представления в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ) ежегодно в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы.

14. Методика оценки эффективности Государственной программы

Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика производительности труда и уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны – на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчёта динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели подпрограмм и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщают и анализируют статистическую и ведомственную отчётность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей Государственной программы для предоставления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Для повышения эффективности использования средств федерального бюджета Минсельхозом России с субъектами Российской Федерации ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее – Соглашение).

Соглашением предусматриваются следующие обязательства субъектов Российской Федерации:

- обязательство представлять в Минсельхоз России утвержденные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, определяющие порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;

- обязательство еженедельно представлять в Минсельхоз России информацию о доведении средств государственной поддержки до получателей;

- обязательство по подготовке и утверждению решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации графика доведения средств государственной поддержки до получателей и согласованию его с Минсельхозом России до подписания соглашения.

Оценка эффективности выполнения показателей Государственной программы производится на основе представляемой ежеквартально субъектами Российской Федерации информации о выполнении соответствующих индикаторов и количественных показателей, определенных в утверждаемым Минсельхозом России "паспорте региона".

Минсельхозом России осуществляется еженедельный мониторинг за использованием субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на цели государственной поддержки. Приказами Минсельхоза России определены формы, сроки и порядок предоставления субъектами Российской Федерации отчетности по всем направлениям государственной поддержки.

Органы управления АПК субъектов Российской Федерации, уполномоченные на взаимодействие с Минсельхозом России (далее – уполномоченные органы) предоставляют по установленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании которых, в случае выявления отклонения от взятых на себя субъектом Российской Федерации обязательств проводится работа по определению причин невыполнения.

В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуты установленные соглашением о предоставлении субсидии значения целевых показателей использования субсидий, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение о сокращении размера предоставляемых субсидий на год, следующий за отчетным финансовым годом.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Государственной программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, хозяйств населения по вопросам реализации Государственной программы.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно в срок до 15 мая готовит Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы (далее – Национальный доклад). В Национальном докладе дается оценка хода реализации Государственной программы в целом, по ее подпрограммам и вошедшим в неё федеральным целевым программам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом. По каждой подпрограмме, федеральной целевой программе анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.

Национальный доклад представляется в установленном порядке в Правительство Российской Федерации и после его утверждения направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» Министерством сельского хозяйства Российской Федерации создается экспертная комиссия, которая ежегодно в указанные выше сроки составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности подпрограмм (основных направлений), федеральных целевых программ, входящих в Государственную программу, степень достижения целей и задач Государственной программы и рекомендации о внесении изменений и дополнений в указанные подпрограммы (основные направления),федеральные целевые программы.

Заключение экспертной комиссии направляется одновременно с Национальным докладом в органы государственной власти Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.