В современной истории развитие АПК можно разделить на постсоветский и современный.
Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%). Поголовье крупного рогатого скота на агропредприятиях упало почти в 3 раза, свиней - в 4 раза, в те же 3-4 раза сократилось производство молока и мяса.
В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Был создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле.
В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.
Первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти в 2000 году Владимира Путина.
Еще, будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из его первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.
В 2001 году была создан Росагролизинг.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот.
Формы государственной поддержки агропромышленного комплекса
В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.
Полномочия по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам Российской Федерации.
При финансовой поддержке из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.
· Алгоритм получения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка АПК в России не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения. Плата за пользование земельными ресурсами небольшая. (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). Также существует поддержка в виде единого сельскохозяйственного налога на доходы предприятий АПК.
С начала 2000-х были утверждены специализированные Госпрограммы АПК:
Общий объем финансирования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008 – 2012 г.г. составляет 551,3 млрд. руб.
При этом ожидаемыми результатами Программы являются следующие достижения:
Государственная Программа развития сельского хозяйства подконтрольна Минсельхозу РФ, которое ежегодно готовит и публикует национальные доклады о ходе Программы. Также успешно функционирует специально созданная Экспертная комиссия, оценивающая результаты и достижения Программы, вырабатывает определенные рекомендации по коррекции.
В рамках данной программы половина средств направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам.
Начиная с 2008 года, данная программа успешно выполняется:
К ее приоритетным направлениям можно отнести следующие:
Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно является положительным фактором, хотя очевидно, что всех проблем одними субсидиями за столь короткий (для сельского хозяйства) период не решить. Провал, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х, настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года.
То, что Правительство неусыпно следит за развитием ситуации в сельском хозяйстве страны видно не только из принимаемых решений, но из каждодневных событий в жизни сектора АПК.
Выдержка из поздравительной речи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на концерте, посвященном Дню работника сельского хозяйства 11/10/2010:
«За последние годы АПК набрал очень серьезный ресурс. И в любой ситуации способен обеспечить продовольственную независимость России.
Наша задача - сделать всё, чтобы не были перечеркнуты долгосрочные планы людей, которые трудятся на земле, чтобы эффективно работали масштабные ресурсы, вложенные в будущее нашего агропромышленного комплекса.
Главное - мы уже сегодня видим результат наших усилий. Например, за время реализации нацпроекта и Госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса производство скота и птицы увеличилось более чем на треть.
Хочу подчеркнуть - поддержка сельского хозяйства была и будет нашим несомненным приоритетом вне зависимости от какой-либо мировой конъюнктуры.
Будем и далее развивать социальную инфраструктуру села, строить современные и комфортные дома. Только за три предстоящих года - планируется ввести в строй около 2,5 млн. кв. метров жилья на сельских территориях».
Таким образом, сказать о том, что сектор АПК не обделен вниманием государства, значит просто не сказать ничего.
Государство не только оказывает финансовую текущую помощь предприятиям АПК, но и стратегически планирует поддержку сельского хозяйства на перспективные годы, непременно ассоциируя развития сельскохозяйственной отрасли страны с развитием и становлением самой России.