15 июня 2021

НО «Ассоциация производителейсельскохозяйственной продукцииЛипецкой области»

ул. Московская, д. 83, оф. 515,г. Липецк, 398050bli-astplo@mail.ru

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение НО«Ассоциация производителей сельскохозяйственной продукции Липецкой области»от 14.05.2021 № 23 о ситуации с закупкой минеральных удобрений к осеннейпосевной 2021 года, где в качестве мер по стабилизации ситуации на рынкеминеральных удобрений НО «Ассоциация производителей сельскохозяйственнойпродукции Липецкой области» предлагает введение ограничительных пошлин навывоз минеральных удобрений за пределы Российской Федерации и/или введениеквот на минимальные объемы реализации минеральных удобрений на внутреннемрынке, и сообщает.В соответствии с Положением о Правительственной комиссии поэкономическому развитию и интеграции, утвержденным постановлениемПравительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1166, и Регламентом работыподкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитныммерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическомуразвитию и интеграции (далее - Подкомиссия), утвержденным ПредседателемПравительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от20.04.2010 № 1845п-П2, подготовка предложений для Правительства РоссийскойФедерации по вопросам установления и изменения ставок вывозных таможенныхпошлин, введения или отмены мер нетарифного регулирования, а также иныхзапретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами относится ккомпетенции Подкомиссии.В соответствии с пунктом 14 Регламента работы ПодкомиссииО рассмотрении обращенияНа № 23 от 14.05.20212021-652962организационно-техническое обеспечение деятельности Подкомиссии,осуществляется Минэкономразвития России.Таким образом, по вопросу увеличения вывозных таможенных пошлиннеобходимо обращаться с соответствующим заявлением в МинэкономразвитияРоссии (образец заявления и формы информационно-аналитических материаловразмещены на официальном сайте Минэкономразвития России).Дополнительно сообщаем, что цены на минеральные удобрения не подлежатгосударственному регулированию. В рамках своих полномочий ФАС Россииосуществляет контроль за ценообразованием на таких рынках в части проверкиобоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары вслучае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положениена соответствующем товарном рынке, а также в случае заключения участникамирынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентныхдействий.В настоящее время торговля основными видами минеральных удобрений(аммиачная селитра, карбамид, аммофос, азофоска и диаммофоска) свободноосуществляется на бирже путем совершения обезличенных сделок междупродавцами и покупателями, снижая тем самым риски установления различных цендля одной группы покупателей.По мнению ФАС России, биржевая торговля является одним из ключевыхинструментов, направленных на недопущение роста цен на минеральные удобрения,формирующая репрезентативные индикаторы цен на минеральные удобрения идополнительный канал их сбыта.Биржевая торговля позволяет обеспечить равный доступ участников кбиржевым торгам, рыночное ценообразование, постоянное наличие товара,стандартизированные и прозрачные условия заключения и исполнения договоров, атакже гарантии исполнения обязательств по биржевым договорам.На сегодняшний день, ФАС России и Минпромторгом России принятсовместный приказ от 30.09.2019 № 1267/19/3616 «Об утверждении минимальнойвеличины продаваемых на бирже минеральных удобрений, и требований кбиржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с минеральнымиудобрениями хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положениена соответствующих товарных рынках» (далее - Совместный приказ).В ноябре 2019 года ФАС России были внесены изменения в постановлениеПравительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении2021-652963критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже дляотдельных товарных рынков», предусматривающие распространение критериеврегулярности и равномерности реализации товаров на организованных торгах наминеральные удобрения.Вместе с тем, принятых мер недостаточно для стабилизации рынкаминеральных удобрений, так как вышеуказанные инструменты носятрекомендательный характер, в связи с чем объемы их реализации на биржевыхторгах не достигают минимальных пороговых значений, определенных Совместнымприказом, и не соблюдаются критерии регулярности и равномерности реализацииминеральных удобрений на бирже.Учитывая изложенное и в целях стабилизации ситуации на рынкеминеральных удобрений, ФАС России считает необходимым:- проработать вопрос о внедрении механизмов, обязывающих(стимулирующих) производителей минеральных удобрений осуществлятьреализацию удобрений на биржевых торгах в объемах, предусмотренныхСовместным приказом, а также соблюдать критерии регулярности и равномерноститаких торгов (например, применение налоговых льгот для хозяйствующихсубъектов, выполняющих требования по минимальным величинам продаваемых набирже минеральных удобрений, а также соблюдающих критерии регулярности иравномерности их реализации);- принять разработанные ФАС России изменения в постановлениеПравительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 «Об утвержденииПоложения о предоставлении информации о заключенных сторонами не наорганизованных торгах договорах, обязательства по которым предусматриваютпереход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, атакже о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации изуказанного реестра», предусматривающие предоставление на биржу информации овнебиржевых договорах в отношении минеральных удобрений;- провести мониторинг складских помещений в регионах РоссийскойФедерации в целях решения проблемы с их дефицитом;- поручить Минсельхозу России совместно с Банком России провести анализвзаимодействия сельхозтоваропроизводителей и кредитных организаций (банков) вцелях улучшения условий по использованию кредитных средств;- поручить Минсельхозу России проработать вопрос государственнойподдержки сельхозтоваропроизводителей при приобретении ими минеральных2021-652964удобрений на бирже (например, предоставление субсидий длясельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений в рамкахрегиональных бюджетов);- развить институт срочного рынка, позволяющего планировать закупки насреднесрочный и долгосрочный периоды, исходя из потребности в минеральныхудобрениях, в том числе с использованием фьючерсных контрактов на бирже.Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химическойпромышленностиА.Э. ХанянИсп.Бадалова К.Ю.тел.8(499)755-23-23 вн.088-7302021-65296 

Поделиться ссылкой на материал